Методика раннего развития Никитиных

Супруги Никитины, Борис Павлович и Елена Алексеевна, широко известны в отечественной педагогике как авторы уникальных методик раннего развития ребенка через игры.
Б.П. Никитин (1916 год) родом из семьи кубанского казака. Закончив Военно-воздушную академию им Н.Е Жуковского, служил в авиации в годы Великой Отечественной войны. Педагогической работой стал заниматься в 1949 году после выхода в отставку. Работая в Институте теории и истории педагогики, вместе с коллегами создал группу в 1958 году для повторения опыта А.С. Макаренко. Его жена, Елена Алексеевна, с которой он встретился в том же1958 году, после окончания Московского областного педагогического института всю жизнь работала учительницей. Внимание общественности супруги Никитины привлекли уже в конце 50-х годов прошлого века своей методикой раннего развития детей, ломавшей привычные стереотипы. Их дети, бегавшие босиком по снегу, удивляли здоровьем и интеллектом. В 4 года они могли не только читать, но и знали начальные понятия математики. В этом им помогали авторские развивающие игры, придуманные родителями.
В главном положении своей методики раннего развития детей Никитины утверждали, что нельзя опаздывать в стремлении помочь детям стать талантливыми и способными. Нужно избегать крайностей воспитания. Иные родители постоянно занимают ребенка всевозможными играми и упражнениями, не оставляя времени на самостоятельное развитие. Другие ограничивают общение с ребенком лишь насущными заботами о еде, одежде, не уделяя внимание развитию духовного мира. Основные принципы методики Никитиных – близость к природе, трудолюбие в повседневной жизни, спортивные занятия в сочетании с творчеством без ограничения свободы выбора, неравнодушие родителей и помощь в трудных жизненных ситуациях. Приоритетом является создание условий творческого развития способностей в соответствии с желаниями ребенка и подготовка к самостоятельной взрослой жизни.
Развивающие игры в методике Никитиных основаны на совместной деятельности ребенка и родителей и построены по принципу от простого к сложному. Они предусматривают варианты заданий, развивают логическое и творческое мышление. Ставят перед ребенком задачи в различной форме: в виде головоломок, моделей, инструкций, что позволяет узнать разные способы передачи информации.
Интерес к авторским развивающим играм Никитиных сохраняется на протяжении нескольких десятков лет. Например, в игре «Сложи узор» используется 16 кубиков, грани которых имеют 4 разных цвета. Из них можно собрать большое количество узоров, от одноцветного до четырехцветного. Задачи варьируются от простого воспроизведения узора до придумывания новых из большого числа кубиков.
Для самых маленьких предназначена развивающая игра «Рамки и вкладыши». В ней 16 рамок с вкладышами простых геометрических фигур. Их показывают ребенку и называют, выкладывая на однотонную поверхность. Постепенно знакомят со всем комплектом, усложняя задание, например, обвести контур, нарисовать по заданию круг, треугольник или картинку из геометрических фигур.
В игре «Сложи квадрат» в упрощенной версии малышам предлагается сложить квадрат из деталей: треугольников, прямоугольников. Такие упражнения формируют понятия целого и части, развивают логику и интеллект.

Добавить отзыв


Оставить отзыв
* Обязательные поля