Песочная терапия

Всем известно, что песок действует на малышей, словно магнит. Дети еще не успели осознать, что они делают и с какой целью, а их руки уже просеивают песок, строят горы, тоннели и т.д. А если к этим сооружениям еще добавить различные фигурки, игрушки, получится целый мир, в котором жизнь бьет ключом, и тогда ребенок окончательно с головой погружается в игру.

Принцип песочной терапии был предложен замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии – Карлом Густавом Юнгом.

Так как песок обладает свойством хорошо пропускать воду, специалисты утверждают, что в связи с этим он поглощает негативную энергию, взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизируя таким образом его эмоциональное состояние.

Многочисленные наблюдения и опыт доказывают, что игры в песочнице положительно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых. Термин «психотерапия» переводят как прекрасное средство «заботы о душе».

Основная идея песочной терапии заключается в том, что игра с песком – это уникальная возможность для ребенка избавиться от психологических травм с помощью перенесения в иную реальность, в мир песочницы, в мир фантазий, и формирования контроля над своими внутренними желаниями. Связь и контроль над бессознательными побуждениями значительно облегчит здоровое функционирование психики.

В процессе игры в песочнице ребенок имеет возможность выразить и выплеснуть все свои эмоциональные переживания, освободившись таким образом от страхов – пережитые сложные ситуации и проблемы не вызывают психических травм.

 

Задачи песочной терапии переплетаются с внутренним стремлением ребенка к своего рода самоактуализации. Таким образом, песочная терапия направлена на то, чтобы помочь малышу:

- развить максимально оптимистичную концепцию своего «Я»;

- нести глубокую ответственность за все  свои  действия и поступки;

- развить способность к «самопринятию»;

- чаще полагаться на самого себя;

- обрести чувство контроля;

- развить интуицию, прагматичность и способность к процессу преодоления трудностей;

- повысить самооценку до необходимого уровня  и обрести веру в самого себя.

Целью данной терапии не является изменение и переделывание ребенка, обучение его специальным поведенческим навыкам. Задача песочной терапии – дать малышу возможность быть самим собой

Игра ребенка – это символический язык для самовыражения. Управляя игрушками, ребенок более точно и адекватно выражает отношение к себе, к небезразличным взрослым, к происходящим в его жизни событиям и к обществу в целом.

Игру детей можно объективно оценить лишь в том случае, если по праву признать её основным средством коммуникации малыша. Более полно дети выражают себя в ситуациях, возникающих спонтанно, инициированных ими лично. В игре дети чувствуют себя очень комфортно. «Отыграть» свои чувства, эмоции и опыт – это самая естественная оздоровительная и динамическая деятельность из всех тех, которыми могут заниматься дети.

Посредствам игры в песке разрешаются конфликты и передаются чувства. Играя свободно, а не под чьим-то чутким руководством, малыш совершает целый ряд независимых действий. В демократичной игре ребенок способен выразить все свои скрытые желания. Самыми подходящими средствами самовыражения являются игрушки.

Если ребенок по каким-то причинам боится или не может выразить свои чувства, эмоции и установки открыто, ничего не опасаясь, «заставьте» его спроецировать их на выбранную вами лично  игрушку. Ребенок, вместо выражения чувств и мыслей при помощи слов, может закопать закапать в песок, утопить, ударить и т.д. ту или иную игрушку. Нередко бывает так, что чувства ребенка выразить вербально невозможно.

Варианты и формы песочной терапии определяют особенности конкретного ребенка, специфические задачи игры с песком и её продолжительность. Игровые методы применяются с целью диагностики, оказания первичной психологической помощи и в случае краткосрочной терапии.

В большинстве случаях игра с песком играет роль ведущего метода коррекционного воздействия (например, в случае поведенческих и эмоциональных нарушений невротического характера ребенка). В иных случаях – как вспомогательное средство, способного стимулировать ребенка, снижать его эмоциональное напряжение, развивать сенсомоторные навыки и т.д. Часто песочницу используют в качестве развивающего психопрофилактического средства.

Песочница является более подходящей для работы с дошкольниками. Малыши очень часто сталкиваются с трудностями, пытаясь выразить свои переживания. Происходит это из-за недостаточно развитого вербального аппарата, скупости представлений или задержки развития. Поэтому в подобных случаях предлагаемая техника может оказаться очень полезной и эффективной. Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Экспрессия невербального характера с использованием различных предметов, воды, песка, конструктивных и пластических материалов для малышей наиболее естественна, и поэтому становится особенно значимой при наличии определенных речевых нарушений у ребенка.

Каждая выбранная фигурка – это  воплощение какого-либо героя, способного взаимодействовать с другими персонажами. Ребенок сам решает,  о чем им говорить, что делать. Бывает так, что малыш приглашает психолога присоединиться к игре и выступить в роли какого-либо персонажа. В любом из этих случаев ребенок чувствует себя хозяином этого мира и выступает режиссером разыгрывающейся на песочном поле драмы.

Таившиеся в глубине души детские эмоции, мысли и переживания выходят на свет.

Застенчивые малыши с излишней тревожностью, с заниженной самооценкой охотно выбирают фигурки, переключая на них все свое внимание. Дети с рассеянным внимание через чур экспрессивны: играя, они получают богатые кинестетические ощущения. Дети агрессивного характера  выбирают персонажей, которые символизируют агрессора и его жертву. Дети, которые перенесли психическую травму, такую игру для себя находят весьма полезной, так как она помогает пережить травматические события заново, однако, избавивших от связанных с ними переживаниями.

Применение данной техники может быть успешным относительно детей, переживающих стресс в результате разлуки или утраты близкого человека.

Процесс проведения песочной психотерапии делят на три этапа: хаос, борьба, разрешение конфликта.

Стадия “хаоса” может занимать от одного до нескольких занятий. На этой стадии  малыш сразу хватает много игрушек, беспорядочно раскидывает их на песочном листе, нередко перемешивая их с песком.

Действия такого рода говорят о наличии тревоги, смятения, страха, недостаточно позитивной внутренней динамики. На стадии “хаос” постепенно происходит “проживание” сложного психоэмоционального состояния и избавление от него. Повторяющаяся многократно психотравмирующая ситуация позволяет изменить эмоциональное отношение к ней.

Стадию “борьбы” наблюдается у сложных малышей, подростков и взрослых. На песок бессознательно проецируются внутренние конфликты: обиды, агрессия, недомогания, тревога, реальные конфликтные взаимоотношения и прочее. Между игрушками в песочнице идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через какой-то промежуток  времени на горизонте может появиться герои или силы, которые наведут порядок, восстановят справедливость.

На стадии “разрешение конфликта» наблюдаются более оптимистичные картины: мир, спокойствие, возвращение к обыденным естественным занятиям.

Юнг не переставал утверждать, что процесс песочной терапии  освобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.

Игра в песок не подвластна интерпретациям. Психолог должен быть  внимательным зрителя. “Активное присутствие”, а не руководство процессом  -  вот правильная  позиция психолога. Освободившаяся подавленная энергия трансформируется, что позволяет направить её на дальнейшее обучение и развитие личности.

Курс песочной терапии и песочной анимации, являются базовыми курсами нашего детского центра, получить более подробную информацию и записаться на курс Вы можете у администратора центра

Добавить отзыв


Оставить отзыв
* Обязательные поля