Поведение и воспитание детей дошкольного возраста – в коллективе.


Детский коллектив – очень сложное единство. Это река, которая питается тысячами ручьев. Коллектив создается постепенно, шаг за шагом. И  наивны утверждения о том, что главное, на чем держится коллектив – это требовательность и система организационных зависимостей. Требовательность, ответственность, подчинение и руководство, – это очень важные основы, на которых держится коллектив, но без других, таких же важных основ, которые закладываются педагогом коллектива нет и быть не может. Бесполезными оказываются на практике чаяния некоторых воспитателей на то, что коллектив будет готов, если выбрать из детей руководителей, распределить обязанности, поставить требования. Нетерпимы универсализация и категоричность: вот так – только хорошо, а так – только плохо. Коллектив – это не что-то такое, которое появляется неизвестно откуда. Коллектив – это творение педагога. В коллективе, как в капле воды, отражаются воспитательные идеалы педагога, его мировоззрение.
Формирование коллектива, закладка его основ зависит от воспитателя, педагога. В одних случаях элементы коллектива, его проявления, появляются достаточно рано в жизни ребенка, в других – позже. В частности, организационная общность – требовательность, подчинение, руководство, управление, система зависимостей – все это зависит от идейной, интеллектуальной сущности педагога, а так же от индивидуальных способностей каждого ребенка.

Поведение ребенка в коллективе


Поведение и развитие ребенка, кроме возрастных особенностей развития, напрямую зависят от индивидуальных особенностей.

В возрасте 2-3 года ребенок уже имеет свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Чтобы определить индивидуальные особенности ребенка, воспитатель должен общаться с родителями, наблюдать поведение ребенка в разные периоды времени и в различных ситуациях. Такие наблюдения помогают правильно оценить индивидуальные особенности ребенка и скорректировать его поведение.
Одни дети активны, подвижны, любят активные игры, другие – спокойные, отдают предпочтение спокойным играм, третьи – робкие, чураются ровесников и к воспитателю относятся с осторожностью или, наоборот, не отходят от него, видя в воспитатели своего защитника. Есть дети, которые в двух-трехлетнем воздасте, могут самостоятельно одеваться, аккуратно поесть, а другие в три года не умеют одеваться, ожидают, чтобы их покормили.

Индивидуальные особенности детей прежде всего связаны с условиями жизни и воспитания в семье, которые определяют развитие ребенка, и являются движущими силами его развития.
На поведение ребенка влияет особенность нервной системы, его психотип: сила, подвижность, равновесие нервных процессов возбуждения и торможения.

Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, с удовольствием общаются. Они любят как активные, так и спокойные игры, положительно воспринимают все режимные требования, принимают в них активное участие. Если характер общения в условиях детского коллектива их удовлетворяет, они привыкают к новым обстоятельствам довольно легко и быстро.
Легко возбудимые, гиперактивные дети  любят играть в активные игры, но быстро меняют игрушки, все время двигаются, рассматривают различные предметы. Игры , рассчитанные на значительный промежуток времени, они не признают, предпочитают шумные игры. В первые дни пребывания в детском коллективе таких детей нельзя ограничивать в действиях. Общаться с ними нужно очень уравновешенно, мягко, не провоцируя возбуждение их нервной системы.
В противоположность детям, которые легко возбуждаются, есть дети, которые отмечаются спокойным, несколько замедленным, даже инертным поведением. Они довольно вяло проявляют свои чувства и внешне кажутся вполне благополучными. В первые дни пребывания в коллективе не рекомендуется привлекать таких детей к общению со сверстниками, поскольку им нужно время для адаптации в новых условиях. Торопливое отношение воспитателя к ребенку может спровоцировать осложнения в поведении и задержку в адаптации к условиям детского коллектива.
Бесспорно, не всегда тип нервной системы ребенка четко проявляется. Один и тот же малыш в разных ситуациях ведет себя по-разному, особенно в период адаптации к новым условиям. Даже спокойному ребенку нелегко привыкать к новым условиям и требованиям, избавляться определенных приобретенных привычек.
Поведение ребенка зависит от привычек, которые у него сформировались. Поэтому важно знать привычки ребенка и считаться с ними.

Развитие навыков лидерства


Потребность быть лидером – одна из важнейших потребностей ребенка в дошкольном возрасте.
Очень часто, приходится видеть проявления неустойчивых отношений к ровесникам

на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются дети, которых избегают ровесники и более популярные дети, претендующие на роль лидеров.

Наличие, заботливых отношений ребенка с братьями или сестрами, родителями, предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми.
Здоровому и лучше физически развитому ребенку легче играть роль лидера. Роль организатора и инициатора исполняет лидер, а так же следовательно, будучи вдохновителем всего коллектива ему в первую очередь необходимо иметь сильную нервную систему быть физически сильным, выносливым, энергичным.

Многое зависит от самостоятельности ребенка и чувства автономии, которое начинает развиваться в два-три года и ускоряется к четырем-пяти годам. При отсутствии должной защиты или при сильной опеке самостоятельность замещается неуверенностью, нерешительностью, в своей компетентности, частым обращением за помощью, что ведет к закреплению в будущем зависимого положения и окружения подчиненного.
Закрепление за ребенком и проявление лидерских качеств, определенного авторитета стимулирует похвала. Чем реже ребенок испытывает гордость и чем менее разнообразны области приложения его способностей, тем менее интенсивно идет процесс взаимодействия ребенка с окружающими и предметным миром. Чтобы получение похвалы не стало для детей самоцелью, задача педагогов и родителей заключается в создании установки, что каждый из детей самый лучший в каком то направлении.
К шести годам у детей появляется мощнейший стимул к самосовершенствованию и саморазвитию, появляется детское самолюбие. Проявляются такие черты как, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде и потребность в реализации своего потенциала что есть не что иное как стремление к лидерству.
Лидерство с самого начала предполагает конкуренцию, поэтому в среде детей возможны конфликты.
Первым этапом в развитии лидерских качеств могут быть интеллектуальные или спортивные (индивидуальные или командные) соревнования, требующие от ребенка проявления точности, ловкости, скорости движений, точности воспроизведения информации, скорости запоминания.
Общение
В детском коллективе ребенок интенсивно овладевает языком как средством общения: с помощью языка он делится своими впечатлениями, учится, рассказывать о значимых для него событиях, делится своими историями, узнавая от взрослых как строить с людьми адекватные, лояльные или нет, отношения с другими. Узнает что к человеку следует обращаться по имени, учится здороваться с людьми, благодарить за внимание.

Внимательное отношение педагога, своевременная коррекция поведения в коллективе, желание и участие родителей в воспитании, понимание внутреннего и эмоционального мира ребенка – вот залог успеха адаптации ребенка к любому коллективу. Формированию его лидерских и личностных качеств, успехов на жизненном пути.

Добавить отзыв


Оставить отзыв
* Обязательные поля