Как достучаться до сознания трудного ребенка

У каждого малыша скорость и способность к восприятию так же индивидуальны, как и процесс перевода восприятия в действие. Довольно часто многие родители с легкостью позволяют себе повышать на ребенка голос, так как его действия не совпадают с теми, которые нарисовал в своей голове взрослый. Плюс, слишком уж велик уровень опасений,  что плохое поведение ребенка  перейдет в привычку, именно поэтому его постоянно нужно воспитывать, учить, поправлять и направлять на верный путь. Данный подход совершенно неправильный, так как он является лишь препятствием на пути действительно ценной и полезной информации к детскому сознанию, так как ребенок чрезмерно перегружен ненужными и даже вредными запретами.

 В процессе физического «воздействия» вы рано или поздно придете в тупик, потому как наступит время, когда ребенок просто перестанет реагировать и воспринимать воздействие при помощи силы, используемые родителем в качестве руководства к изменению поведения малыша.

 То, что взаимоотношения с ребенком подают до уровня рукоприкладства, является вторым вредным последствием. В подобных отношениях, разумеется, невозможно говорить о таких понятиях, как взаимоуважение и доверие, ведь родитель совершенно бесправно и бестактно нарушает личное пространство и внутреннее состояние малыша, какими бы уважительными ни были на то  причины. Поэтому есть лишь один выход: необходимо найти своего рода личную тропинку понимания ребенка, через которую можно будет доносить ему необходимые правила и нормы общения в семье и обществе в целом и любую другую информацию.

 Каждая любящая и заботливая  мама в силах подготовить ребенка, даже очень трудного, к диалогу и контакту  с внешним миром без нанесения ущерба сторонам, не используя физическое воздействие, ругань  и подавление.

 В первую очередь необходимо четко понять, что трудный ребенок, по сравнению с обычными детьми, имеет

более глубокую потребность в исследовании окружающего мира. Ведь именно потому, что эти дети всюду лезут, все ломают, крушат, открывают и так далее, их считают «трудными». Чтобы ребенок демократично проявлял себя в окружающем мире, родителям необходимо свести к минимуму количество запретов.

 Не стоит бояться того, что малыш привыкнет, что запретов стало гораздо меньше. Можно привыкнуть лишь к тому, что мама принимает свое чадо со всеми его особенностями таким, он есть. В грязи валяться? Пожалуйста! Воду из ванны пить? Нет проблем! Тем более что до этого, как правило, все запреты к желаемому результату не приводили, и ребенок умышленно делал все наперекор, или проказничал, пользуясь отсутствием родителей. Рвение к  исследованиям, наверное, является компенсацией определенного набора черт, с которыми непросто находиться в социуме, и поэтому на ребенка вешают ярлык “трудный”.

 Это, безусловно, не значит, что нужно пускать все на самотек. Однако, такое, на первый взгляд, попустительское поведение мамы имеет двоякий смысл. Во-первых,  ребенок научится быть ответственным за свое поведение, а для трудных деток это очень важно. Во-вторых, мама ликвидирует напряженность во взаимоотношениях, благодаря чему ребенок перестает дергаться и ожидать, что любой  его поступок встретится недовольством или даже наказанием со стороны родителей. Поэтому разумные попустительство и свобода должны быть неотъемлемой частью жизни и пространства трудного ребенка.

 С непривычки ребенок может начать вести себя иначе. Если до этого в семье была достаточно жесткая система запретов, то вероятно, что ребенок будет поначалу “отрываться по полной”, опасаясь, что прекрасная жизнь  вседозволенности быстро закончится. Это нужно переждать. Совсем скоро  поведение ребенка нормализуется, и примет форму привычного для него состояния.

 Давая малышу разумную свободу,  мама (а по возможности и все члены семьи) начинает  с ним чаще разговаривать.

 Роль разговоров с ребенком порой абсолютно недооценивается. Да, все родители так или иначе общаются со своими детьми. Однако с трудными мальчиками и девочками нужно разговаривать совершенно конкретным образом. Особенностью, или спецификой,  этих бесед является создание вокруг выделенного объекта или действия информационного поля.

 Например, малыш разбивает посуду. Возможно, случайно, а  возможно, и  намеренно. Может специально потребовать кружку  и сделать все для того, чтобы ее разбить. Такой  период бывает у каждого без исключения  малыша, отличительной чертой является лишь количество разбитой посуды. Но если это по неизвестным причинам переросло в маниакальную идею, связанную с настроением деструктивного характера, мама начинает сочинять и рассказывать про кружку различные истории, играет с ребенком.

Все крупные осколки разбитых ранее чашек-кружек мама собирает в мешочек. И когда малыш пребывает в хорошем настроении, она вынимает осколки из мешочка и показывает их ребенку, в процессе чего начинает вести, в зависимости от возраста малыша,  монолог или диалог. Мать ласково смотрит ребенку в глаза, время от времени нежно прикасается к нему и говорит: «Синенькая, желтенькая и красная (показывает осколки соответствующих цветов). На чашечках были нарисованы звездочки, красивые цветочки и  домики (вместе находят перечисленные предметы)”. Если малыш умеет говорить, можно спросить его самого, что было нарисовано на чашках. “Однажды малыш чашечку  разбил. Бросил на пол с размаху. И красивая чашечка превратилась вот в такие осколки. Из этой чашечки малыш пьет вкусный компотик (мама дает ребенку компот), и чашке очень хорошо, потому что она целая. А  хорошо ли малышу? Нравится ли ему  компотик? А вот из этих осколков теперь  никто и никогда не сможет пить вкусный компотик. Наверняка осколкам очень грустно о того, что им больше никогда не стать целой чашечкой”.

 В рассказе используйте имя вашего малыша, однако  не фиксируйте  события на ребенке. Не говорите: “Ай-ай-ай, какой малыш плохой, потому что  разбил такую замечательную чашку “. Цель маминого рассказа – поведать о действии и его последствиях.

 Вот еще один пример. Играя в песочнице, ваш малыш бросает в других детей песок. Находясь с ребенком дома, мама, глядя из окна на песочницу или рассматривая картинку, говорит: «Вот песочек. Мамы приводят деток в песочницу, чтобы они играли. Малыш с мамой тоже ходит играть в песочке? А как ведет себя  малыш, когда приходит в песочницу? Бросает в деток песок. А каким образом  малыш бросает в деток песок? Покажи маме  (если ребенок не хочет, мама показывает сама). Когда в деток начинают кидать песок, что они думают? Маленькие детки думают, что песочек может попасть им в глазки. А это очень больно. А где у глазки у малыша? Вот они, глазки. Когда песочек попадает в глазки, малышу очень больно. Все девочки и мальчики убегаю,чтобы глазкам не было больно. И малыш остается совсем один. Ему очень грустно и одиноко». Ну и так далее.

Подобные разговоры похожи на сказки, которые родители рассказывают детям. Задача мамы – привлечь малыша не только как внимательного слушателя, но и сделать его активным участником разговора. Она должна задействовать как можно большее количество рецепторов: обоняние, осязание, вкусовые и тактильные рецепторы. Сценарии этих разговоров могут быть самыми разными, в зависимости от ситуации. Задавайте крохе вопросы и вместе находите на них ответы.

 Бывает так, что разговоры длятся день за днем, неделя за неделей, однако поведение ребенка не меняется в лучшую сторону. Ни в коем случае не отчаивайтесь, этот метод работает, просто очень лояльно, мягко, вплетаясь постепенно в детский набор понятий.

 Таким образом, мама не перестает гнуть свою линию. О каждой проблеме она придумывает новые разговоры, проводит их не только дома, но и в тех местах, где происходят инциденты. Однако, не забывайте, что каждый малыш имеет свою индивидуальную скорость понимания  и способность к восприятию и анализу информации. Мама должна довериться малышу. Ребенок уже может обладать доскональными знаниями о том, что произойдет после бросания песка в детей, но еще не демонстрировать это своим поведением.  Но обязательно однажды наступит такой момент, когда кроха скажет, что чашка «бум!», но не бросит её на пол. Осмысленно не бросит!

Добавить отзыв


Оставить отзыв
* Обязательные поля